Празднование 600-летия явления Годеновского креста
Место явления Годеновского креста Господня: Ростовский район. Ярославская область. Россия.Сахотское болото близ села Антушково (ранее – Никольский погост). Здесь 11 июня 1423 г. явился пастухам на Сахотском болоте Животворящий Крест Господень.
Древнее распятие Иисуса Христа из села Годеново не горит в огне, его не рубит топор и не берет пила. А святотатцы, поднявшие руку на святыню, умирают страшной смертью. Специалисты из Русского музея, исследовавшие чудесный крест, пришли к выводу, что аналогов подобной реликвии в России нет.
Монахини Свято-Никольского Переславского монастыря берегут Животворящий крест как величайшую ценность. Святыня хранится в скиту в семидесяти километрах от обители, среди лесов и болот. Рядом с местом, где он был впервые обретен пятьсот лет назад.
- Увезти его невозможно, - рассказывает игуменья монастыря матушка Евстолия. – За пять веков многие пытались сделать это. Но даже приподнять не смогли. Крест сразу становится неподъемным, словно наливается свинцом. Это поразительное качество Животворящего креста зафиксировано в старинных хрониках. А чтобы перенести его в храме, хватает всего двух монахинь…
ЧУДО ЯВЛЕНИЯ КРЕСТА
В Ростовской летописи дата и обстоятельства явления Животворящего креста зафиксированы с документальной точностью. Это чудо случилось 11 июня 1423 года на Сахотском болоте, в 55 верстах от Ростова Великого. Пастухи увидели огненный столп – "явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю". Преодолев страх, они подошли поближе. И увидели крест с изображением Иисуса Христа. Он словно парил в воздухе. А рядом в лучах сияла икона Николая угодника. Пастухи услышали глас, шедший от креста: "Будет на том месте Благодать Божия и дом Божий. И кто с верою придет помолиться – многие будут исцеления и чудеса от Животворящего креста, молитв ради Чудотворца Николая."
Весть о чуде дошла до церковных властей. Архиерей отправил из Ростова Великого мастеров с наказом изваять храм на месте явления креста. Но зодчие не решились строить на топи. Заложили дубовые венцы церкви на сухом месте, в стороне. Ночью случилось новое чудо: сруб очутился среди болота. Именно там, где крест впервые явился пастухам. И опять в лучах света сияло распятие. Плотники услышали голос, шедший от креста: "На сем месте поставите церковь мою, и будет гора велика и чудеса многие произойдут с верою приходящим помолиться, и будут многие исцеления".
В ту же ночь образовался посреди болота поток, который намыл песчаный холм. На нем поставили церковь, в которую поместили распятие.
Приложиться к Животворящему кресту приходили со всей Руси. Исцелений было так много, что при храме стали вести летопись чудес. Через восемьдесят лет после обретения Креста случился пожар, который охватил весь храм. Иконы успели вынести, но распятие не смогли сдвинуть с места. Церковь сгорела дотла. Люди пришли на пожарище,чтобы собрать уцелевшую металлическую утварь. И в пепелище нашли Животворящий крест – невредимым! В начале 16 века на пожарище поставили новую церковь, в которую поместили крест. В 1776 году ее заменили на каменный храм.
КРЕСТ В ГОДЫ ГОНЕНИЙ
Не смогли уничтожить Животворящий крест и в годы гонений на веру.
- Что только не делали с распятием святотатцы, - рассказывает монахиня Феофания, - Когда не получилось вынести его из церкви, впали в ярость. Жгли кислотой, рубили топором, пилой резали. Но соляная кислота была для креста словно вода. А топор отскакивал от древесины, оставляя едва заметные рубцы. Зубья вязли и ломались.
Местный житель по фамилии Сорокин был ярым безбожником. Он заявился в храм с топором. В церкви было только несколько старушек. Они попытались остановить святотатца. Но Сорокин легко растолкал женщин. Крикнул:
- Что вы перед истуканом поклоном бьете!
Размахнулся – и ударил по распятию. Топор отскочил. Он бил еще и еще. Но остро заточенный топор не брал дерево! Святотатец не понимал, что происходит. Он, самый крепкий мужчина в селе, не мог сделать с крестом ничего. Изваянный из дерева Иисус Христос был крепче стали.
Выбившийся из сил Сорокин еще раз оглядел крест. Дерево внизу показалось ему подгнившим. Сорокин приложил острие топора к мизинцу правой ноги Христа. Прицелился – и ударил со всего размаха. Лезвие отсекло лишь маленькую щепочку.
- Изверг! Господь накажет! – закричали женщины.
- Бога нет, - ухмыльнулся Сорокин. – Ваш Христос обычная деревяшка.
…Умирая, он проклинал себя за хулу на Господа.
- Кровоточащая ранка возникла у Сорокина на правом мизинце, - рассказывает монахиня Феофания. – Началась гангрена и он умер в страшных мучениях. Получилось, что рубил тогда не по Христу – по себе.
ЯВЛЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА - НЕ ЛЕГЕНДА
Ученые, исследовав удивительный крест из деревенской глуши, признали его византийским. И пришли к сенсационному выводу – изображение Спасителя во многом аналогично отпечатку тела Иисуса Христа с Туринской плащаницы.
Село Годеново, где хранится реликвия, затерялось среди болот и лесов. А в 1423-м году, которым в летописях датируются первые сведения о Животворящем кресте, та местность и вовсе была дикой. В летописях говорится, что пастухи увидели распятие словно висящим в воздухе, от него шел "неизреченный свет от неба до земли". И что свет тот шел "из греческой стороны".
Оказалось, что летописное предание о явлении Животворящего Креста – не легенда.
- Крест явно византийской работы, - рассказывает реставратор Государственного Русского музея Михаил Бушуев. – Это видно не только по тому как изваян Спаситель. Частицы пигмента красок, которым прокрыт крест, характерны для поздней Византии. Аналогов подобных крестов в России нет. Он сотворен из двух цельных кусков дерева. Из какого именно – установить не удалось.
Повреждения, которые нанесли святотатцы, пытавшиеся уничтожить крест, реставраторы заделали мастикой. Лик Спасителя оставили таким, как есть. И ступни не тронули. На них остались следы жидкостей, которыми борцы с религией пытались уничтожить крест. Когда не удалось уничтожить крест, ретивые атеисты смазали его отработанным трансформаторным маслом (его частицы реставраторы нашли в нижней части распятия).
Но верующие все равно продолжали прикладываться к Животворящему кресту. И случилось чудо – распятие заблагоухало. Вместо резкого, противного запаха технического масла от креста пошел прекрасный аромат мира. Он чувствуется и сейчас.
ЖИВОЕ РАСПЯТИЕ
Мы просим разрешения приложится к кресту.
Такое чувство, что губы целуют не дерево, а живое тело. Распятие теплое!
- Многие чувствуют такое, - говорит монахиня Феофания. – Каждому по вере дается…